Права (новое в законодательстве)

НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Профстандарты в профсоюзном кругу
Наталья НОВИЦКАЯ
Профессиональные стандарты, проблемы и перспективы их внедрения обсуждали участники семинара-совещания 25 августа в Доме профсоюзов.
На семинар, организованный Федерацией профсоюзов РБ, были приглашены председатели отраслевых профсоюзов, территориальных объединений и первичных профсоюзных организаций, специалисты правовых служб и правовые инспекторы труда профсоюзов, заведующие отделами аппарата ФП РБ, а также представители организаций ПФО Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения.
– Профессиональные стандарты – это не новинка, придуманная в России. Это сложившаяся мировая практика, – заметил, открывая семинар, председатель Федерации профсоюзов РБ Марат Хусаинов. В России эта тема впервые зазвучала в 1997 году, когда термин был официально использован в программе социальных реформ в РФ. Разговор в профсоюзном кругу с ведущими специалистами в данной сфере будет способствовать пониманию проблем и специфики внедрения данной работы, заключил он.
К общению с участниками семинара были приглашены начальник отдела кадров ПАО «УМПО» Дмитрий Занин, который рассказал о технологиях внедрения профстандартов в практике управления персоналом, и директор ООО НПИКЦ «Агентство Международных Квалификаций» Рустем Юмагулов, который говорил о национальной системе квалификаций.
Напомним, что в настоящее время принято уже более 800 стандартов профессий. С ними можно ознакомиться на специальном сайте министерства труда России.
Газета "Действие" № 34 от 2 сентября 2016 года.
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Копить долги невыгодно
Соб. инф.
Энергетическая сбытовая компания Башкортостана уведомила о том, что с 5 декабря 2015 года вступает в силу Федеральный закон №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
Отдельные положения начнут действовать с 1 января 2016 года.
Так, установлен новый порядок расчёта и оплаты пени (с 01.01.2016 г.):
Для ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных и иных подобных кооперативов:
– с 31-го дня просрочки по день фактической оплаты (при оплате долга в течение 90 дней со дня наступления срока оплаты) – 1/300 ставки рефинансирования (далее – ставка);
– с 91-го дня просрочки по день фактической оплаты – 1/130 ставки;
Для управляющих организаций, тепло- и водоснабжающих организаций:
– с 1-го дня просрочки по день фактической оплаты (при оплате долга в течение 60 дней со дня наступления срока оплаты) – 1/300 ставки;
– с 61-го дня просрочки по день фактической оплаты (при оплате долга в течение 90 дней со дня наступления срока оплаты) – 1/170 ставки;
– с 91-го дня просрочки по день фактической оплаты – 1/130 ставки;
Для собственников помещений в МКД, собственников жилых домов:
– с 31-го дня просрочки по день фактической оплаты (при оплате долга в течение 90 дней со дня срока наступления оплаты) – 1/300 ставки;
– с 91-го дня просрочки по день фактической оплаты – 1/130 ставки.
Для иных потребителей электроэнергии, а также потребителей услуг по передаче электроэнергии – с 1-го дня просрочки по день фактической оплаты – 1/130 ставки.
Газета "Действие" № 47 от 4 декабря 2015 года.
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ Имущественные налоги в 2015 году
Межрайонная инспекция ФНС России №1 по РБ
В 2015 году вступил в силу ряд изменений в налоговом законодательстве для физических лиц. Теперь оплачивать свои имущественные налоги нужно до 1 октября – единый срок на всей территории РФ.
Кроме того, теперь граждане обязаны сообщать налоговикам об имуществе, которое имеется у них в собственности, если они не получали налоговые уведомления и, соответственно, не уплачивали налоги по этому имуществу. Проинформировать инспекцию нужно только один раз – до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если такие сведения будут представлены в течение 2015 – 2016 гг., налоговые органы не будут начислять налог за три предыдущих года. В дальнейшем перерасчёт будет производиться полностью.
С 1 января 2015 Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 32 «Налог на имущество физических лиц». Налоговая база теперь будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости объекта. При этом предусмотрены вычеты (уменьшение налоговой базы): 20 кв. метров по квартире, 10 кв. метров для комнат, для частных жилых домов – 50 кв. метров, на единый недвижимый комплекс – один миллион рублей.
Действующий перечень льгот по налогу на имущество физических лиц сохранён, но использовать льготу можно только на один объект каждого вида по выбору гражданина. То есть, если налогоплательщик-льготник имеет три квартиры и дачу, то он имеет право на льготу при уплате налога за дачу, а также только за одну из своих квартир по выбору. Стоит отметить, что льготы не применяются к торгово-офисной недвижимости и недвижимости, кадастровая стоимость которой превышает 300 млн рублей.
Для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2015 года нововведения коснулись земельного налога – его нужно будет оплачивать на основании налоговых уведомлений, авансовые платежи при этом отменяются.
Газета "Действие" № 25 от 26 июня 2015 года.
СИЛА ЗАКОНА В защиту неосвобождённых профактивистов
отдел правовой защиты ФП РБ
Уволить руководителя профоргана на общественных началах работодатель вправе теперь только после согласования решения с вышестоящим профсоюзным органом. Это стало возможным после принятия 28 июня 2014 г. Федерального закона №199-ФЗ, которым внесены изменения в ст. 374 ТК РФ.
Напомним, что Определением Конституционного суда РФ от 03.11.2009 г. №1369-О-П было признано недействующим и не подлежащим применению положение части первой статьи 374 ТК РФ, предусматривающей увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ неосвобождённых профсоюзных руководителей (их заместителей) только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Таким образом профактивисты стали незащищёнными перед произволом работодателя. Профсоюзы с этим не смирились и добились справедливости.
С 11 июля 2014 года, даты вступления закона в силу, увольнение руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобождённых от основной работы (далее – не освобождённые руководители профорганов) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 или 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ, работодатель вправе осуществить, получив предварительно согласие соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
Приняв решение уволить неосвобождённого руководителя профоргана по пункту 2 или 3 части первой статьи 81 ТК РФ, работодатель обязан направить в вышестоящий выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа и копии документов, являющихся основанием для того.
Профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения обязан изучить документы и рассмотреть на заседании в присутствии неосвобождённого руководителя профоргана вопрос о даче согласия на его увольнение по пункту 2 (сокращение численности или штата работников) или 3 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации) части первой статьи 81 ТК РФ. Решение о согласии или несогласии на увольнение данного неосвобождённого руководителя профоргана должно быть направлено работодателю в письменной форме не позднее 7 рабочих дней (со дня получения от работодателя проекта приказа и копий документов).
Работодатель вправе уволить профработника, если вышестоящий орган дал письменное согласие на его увольнение или же письменное решение вышестоящего органа в 7-дневный срок не представлено. А также в случае, если решение соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа о несогласии с данным увольнением признано судом необоснованным по заявлению работодателя.
Увольнение неосвобождённых руководителей профорганов по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) допускается помимо общего порядка увольнения только с учётом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.
Если вышестоящий профорган не согласился с увольнением по данному основанию в течение 7 календарных дней, и стороны не достигли общего согласия, работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня получения соответствующим профорганом проекта приказа и копий документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника, имеет право принять окончательное решение об увольнении.
Приказ работодателя может быть обжалован работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом в госинспекцию труда. В течение десяти рабочих дней со дня получения жалобы (заявления) работника или представляющего его интересы выборного профсоюзного органа ГИТ рассматривает вопрос о данном увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Во всех случаях увольнения приказ работодателя может быть обжалован работником или представляющим его интересы выборным профсоюзным органом непосредственно в суде и не лишает работодателя права обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.
Газета "Действие" № 44 от 7 ноября 2014 года.
КОМПЕТЕНТНО Стандарты профессии
Артур СУНАГАТУЛЛИН
К труду учителя предъявляются новые требования.
В последние годы на педагогов обрушилось много нововведений. О последних из них – профессиональном стандарте и эффективном контракте – мы беседуем с заместителем председателя рескома профсоюза работников образования и науки РФ Эммой ШАГАЛЕЕВОЙ.
– Министерство образования и науки РФ утвердило профессиональный стандарт педагога, который заработает как нормативный документ уже с 1 января 2015 года. Как считают разработчики, в него заложены все требования, предъявляемые к профессии учителя обществом. Понятно ли, как работать в новых условиях?
– Профессиональные стандарты – это новое явление в системе образования России, хотя в образовательных системах большинства стран они уже давно внедрены. Чем же они отличаются от действующих сейчас квалификационных характеристик должностей работников образования? Квалификационные характеристики декларируют то, что работник должен делать, а профстандарты предполагают компетенции работника для выполнения определенной трудовой функции. Профстандарты четко устанавливают те функции, которые обязан выполнять работник, и требования к его квалификации. Профстандарты становятся новой базой для системы аттестации, сертификации персонала и оплаты труда.
Профстандарт предполагает расширение компетенций работника по сравнению с должностными инструкциями, расширяются метапредметные взаимодействия. Одно дело, что ты являешься учителем русского языка, а другое дело, когда ты должен быть еще и психологом и социологом, и должен уметь диагностировать аномалии в поведении ребенка, содействовать нормальному развитию каждого ребенка. Кроме знаниевых, информационных функций – учить учащегося жить в политкультурном пространстве, умению учиться, общаться. Ключевая идея профстандартов – умение работать с различными категориями детей: мигрантами, сиротами, инвалидами и другими.
– В преамбуле к концепции профстандарта педагога разработчики отмечают, что «существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции не отвечают духу времени».
– Авторы идеи перехода на профстандарты полагают, что изменившийся мир требует изменений и в профессии учителя. Изначально учитель воспринимался, как человек, обладающий знаниями и передающий эти знания детям. Мир изменяется, становится информационно насыщенным, поэтому помощь детям в овладении знаниями – не единственная функция учителя сегодня. Я не думаю, что введение профстандартов коренным образом меняет профессию учителя. Они, на мой взгляд, формализуют те требования, которые сегодня общество, государство, работодатель пытаются предъявить учителю.
Во-первых, введение профстандартов связано со вступлением во Всемирную торговую организацию. Определенные обязательства при вступлении в ВТО имеются по всем отраслям, в том числе и по образованию. Во-вторых, говоря об усложняющемся мире, нужно отметить, что основная функция передачи знаний дополняется такими требованиями к деятельности учителя, как помощь в содействии развитию личностных качеств ребенка, определении проблем в его развитии, умении определить траекторию личностного развития каждого ребенка. Профстандарты предполагают, что каждый педагогический работник на определенном участке работы должен быть сертифицирован на выполнении определенной трудовой функции. К примеру, функции воспитателя в учреждении для малолетних правонарушителей или трудных детей, наверное, отличаются, от функции учителя, работающего в школе с углубленным изучением иностранных языков. И требования к компетенциям работника в зависимости от того, в какой обстановке он работает, соответственно, варьируются.
Усложненный мир дает много соблазнов, оснований для аномальных явлений, которых раньше не было. Это и поток информации, который надо помогать фильтровать ребенку, и отмечаемое у детей всеми медиками и психологами ослабление здоровья, в том числе и психического, и распространение наркомании. Сегодня учитель должен помочь родителям распознать эти явления и содействовать сохранению физического и психического здоровья детей. В определенной мере учитель становится общественным терапевтом, который определяет на какой-то степени начало болезни и помогает выправить эти вещи в каждом ребенке. По большому счету, этот усложненный мир усложняет работу учителя, его функции значительно расширились. Хочу сказать, что есть или нет профстандарт, творческий, талантливый учитель всегда отвечал этим требованиям.
– Как следует из профстандарта, помимо знаний психолога учитель обязан владеть компьютером на достаточно высоком уровне, к примеру, чтобы вести дистанционные видео-уроки, проводить видеоконференции, видеопрезентации… Реально ли требовать все это от учителя?
– Дело в том, что данные навыки требуются от учителя уже сегодня. Владение IT-технологиями – это веление времени, и без этих знаний в современной школе учитель неизбежно отстанет. Что касается знаний психолога, то, согласитесь, хороший учитель всегда психолог.
Но здесь нужно отметить следующее. Внедрение профстандартов как система привлечения в отрасль работников с перечисленными выше качествами – это, конечно, здорово, но не нужно забывать и про другие условия. Про достойную оплату труда, например, чтобы люди, соответствующие этим стандартам, хотели работать в отрасли. То есть нужно не только обозначать параметры, которым должен профессионально соответствовать педагогический работник, но и создавать условия, чтобы в отрасль приходили люди, соответствующие этим параметрам. Можно создать профстандарт писателя, но это же не значит, что он станет из-за этого талантливым. Также и с профстандартом учителя, если человек «психологически глухой», что называется профнепригоден, он формально может соответствовать этим стандартам, но лишь формально.
– Как считают некоторые эксперты, введение в работу этого стандарта возможно не ранее, чем лет через десять. Они отмечают высокую ценность документа, но вместе с ним и высокую сложность его внедрения.
– Профстандарты еще не внедряются массово в образовательные учреждения и работу учителя непосредственно. Процесс перехода на профстандарты будет постепенным, потому что мы не можем сегодня предъявлять в массовом порядке учителю требования этих профстандартов.
Я с определенной настороженностью отношусь к профстандартам, так как профстандарты даются типовые и предполагается, что каждый регион и чуть ли не каждая школа будут разрабатывать свои стандарты. На локальном уровне этого будет сложно добиться, потому что технически в учреждениях образования нет должных специалистов, юристов.
Мнение профсоюза образования таково, что пока не созданы условия для подготовки и переподготовки кадров, государство не может требовать выполнения этих стандартов. Во-вторых, стандартизация предполагает новые подходы к сертификации и аттестации, а кто их будет осуществлять? Пока некому, поэтому, конечно, определенное время для перехода на профстандарты понадобится.
Ну и, наконец, в какой-то мере профстандарт – это попытка заорганизовать то, что трудно заорганизовать. Стандарт предполагает, что при одних и тех же действиях должен быть один и тот же результат. Но поскольку мы работаем с людьми, такие понятия, как «талант», «интуиция», «эмпатия», то есть чисто человеческие качества, на мой взгляд, в педагогическом труде превалируют над стандартами.
– Еще одна новация, которая волнует учителей, – в настоящее время в образовательных организациях проводится активная работа по введению эффективного контракта с педагогом. Что он даст учителям?
– Эффективный контракт – это такой же трудовой договор, он не подменяет, а дополняет трудовой договор. Этот термин появился в связи с новыми требованиями к оплате труда в сфере образования, и предполагает более подробное оформление трудовых правоотношений работодателя и работника с детализацией зависимости оплаты труда работника от результатов его труда.
К эффективному контракту также много вопросов. В этом словосочетании пугает слово «контракт» – он не предусмотрен трудовым законодательством в сфере образования. Кроме того, для его заключения у руководителя учреждения образования должно быть достаточно финансовых средств, чтобы в полной мере реализовать саму идею эффективного контракта. Он предполагает стимулирование результативности труда каждого работника, а для этого средств в образовательных учреждениях сегодня не хватает. Кроме того, сейчас стимулирующие выплаты следуют за результатами труда, а эффективным контрактом стимулирующие выплаты гарантируются.
Переход на эффективный контракт в республике уже осуществляется, но каких-либо коренных изменений в трудовых правоотношениях я не вижу. Их и не должно быть, потому что эффективный контракт призван индивидуализировать оплату труда каждого работника.
Говоря о нововведениях, хочется отметить, что скорость, с которой принимаются все эти документы, попросту не позволяет обществу успеть их переварить и выработать адекватное мнение, минимизировать издержки, не усложнять и без того сложную жизнь учителя.
Газета "Действие" № 20 от 23 мая 2014 года.
ФОРМУЛА ЗАКОННОСТИ Эффективность – 818 миллионов рублей!
Ирина ЛЕВЧУК
Итоги нормотворческой и правозащитной работы Федерации профсоюзов республики и её членских организаций подводит заведующая отделом правовой защиты ФП РБ Анна ВАЛИЕВА.
– Анна Николаевна, назовите основные итоги нормотворческой деятельности Федерации профсоюзов республики.
– В 2013 году Федерация профсоюзов осуществляла нормотворческую деятельность в основных формах, выработанных на протяжении многолетней практики. И, как показывает практика, это правильная тактика: исполком Федерации независимых профсоюзов России положительно отметил эффективную нормотворческую деятельность ФП РБ. Участие профсоюзов в разработке, обсуждении и принятии проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих трудовые и социально-экономические права работников на всех уровнях нормотворческого процесса, оказывают реальное влияние на совершенствование республиканского и российского законодательства.
В прошлом году отделом правовой защиты аппарата ФП РБ была проведена юридическая экспертиза 35 проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также 13 законопроектов, внесённых на рассмотрение Госсобрания – Курултая РБ; принято участие в разработке и подготовке поправок (предложений) к 22 проектам законов и иных нормативных правовых актов.
– Укажите основные направления правотворческой деятельности профсоюзов.
– Это участие профсоюзов в разработке программы реализации концепции Международной организации труда «Достойный труд в Республике Башкортостан», в формировании проекта бюджета республики на 2014 год и Прогноза основных показателей социально-экономического развития РБ н 2014 год и на период до 2016 года. также Федерация профсоюзов принимает участие в совершенствовании законодательства о труде, в том числе об охране труда, и в рассмотрении нормативных правовых актов в сфере труда в рамках рабочей группы Республиканской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В нормотворческой деятельности также принимают участие членские организации ФП РБ.
– Как вы можете оценить полноту проведённой работы?
– В нормотворческой работе принимали участие республиканские организации профсоюзов: госучреждений и общественного обслуживания, здравоохранения, народного образования и науки, работников ЖКХ, работников АПК, работников химических отраслей промышленности, строительства и ПСМ, машиностроителей, работников культуры, работников инновационных и малых предприятий. Эффективность нормотворческой деятельности профсоюзов напрямую зависит от активности участия в ней членских организаций территориальных объединений организаций профсоюзов. С сожалением вынуждена констатировать, что информации об итогах такой работы в 2013 году от представителей данных органов не последовало…
– Нормотворчество – это важный и значимый аспект работы профсоюзов. Но важнейший на сегодняшний день всё же – защита трудовых и соцальных гарантий работников-членов профсоюзов. Как вы оцениваете итоги работы правовых инспекций труда?
– Правовыми инспекторами труда профсоюзов были проведены комплексные проверки соблюдения трудового законодательства в 2072 организациях республики (на 1760 меньше, чем в 2012 году), в том числе 16 проверок – совместно с Госинспекцией труда. Работодателям было направлено 864 представления (на 1172 меньше, чем в 2012 году) об устранении 3269 нарушений трудового законодательства (на 7934 меньше, чем в 2012 году), за выполнением которых осуществлялся профсоюзный контроль.Такое снижение связано с тем, чтов 2012 году профсоюзами работников образования, культуры было проведено большое количество внеплановых проверок. В целом же, показатели 2013 года соответствуют итогам 2012 года.
– Как вы объясните такое значительное снижение количества проверок? Стало меньше нарушений и отпала надобность в профсоюзном контроле?
– Ни в коем случае! Это скорее свидетельствует о снижении эффективности работы правовых инспекторов по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства. Сегодня их активность должна только возрастать. Ведь посмотрите: в прошлом году республиканскими организациями профсоюзов, их правовыми инспекциями, отделом правовой защиты ФП РБ оказана правовая помощь 13788 работникам (в 2012 году – 2304 работникам), в том числе 12630 работникам – при оформлении заявлений в КТС, 713 – при оформлении исков в суды. С участием правовых инспекторов труда в судах было рассмотрено 350 дел, из которых 310 были решены в пользу работников. На личных приёмах была оказана помощь 29002 работникам-членам профсоюзов. Необходимость в нашей помощи только возрастает.
– Как вы оцениваете эффективность работы КТС?
– В прошлом году в КТС организаций было подано 12635 заявлений, в том числе 12480 – о взыскании задолдженности по заработной плате на общую сумму без малого 655 млн руб. Фактически выплачена зарплата работникам в размере 645 млн 217 тыс. руб. Наиболее активны здесь были профсоюзы: авиапрома (436 млн 839 тыс. руб.), строителей (95 млн 739 тыс. руб.) и машиностроителей (71 млн 451 тыс. руб.).
– Можно ли оценить эффективность правозащитной деятельности профсоюзов «в рублях»?
– В результате всех форм правозащитной работы в 2013 году работниками-членами профсоюзов было получено 818 млн 789 тыс. рублей!
Газета "Действие" № 14 от 11 апреля 2014 года.
ОБСУЖДЕНИЕ От раздражения к пониманию
Артур СУНАГАТУЛЛИН
Новый закон «Об образовании» признает профсоюзы единственным представителем работников образовательных учреждений.
С 1 сентября закон «Об образовании РФ» вступил в силу. Как и любое новшество, закон еще вызывает огромное количество вопросов. Разъяснить основные изменения был призван семинар-совещание, организованный республиканским комитетом профсоюза работников народного образования и науки РФ для председателей территориальных и первичных организаций профсоюза. Впрочем, в итоге, тем для обсуждений оказалось значительно больше, а министр образования республики почти целый час отвечал на вопросы участников семинара.
Базовый оклад на едином уровне
Как отметила, открывая семинар, председатель рескома Светлана Пронина, денег на образование выделяется все больше, а количество раздраженных писем от работников отрасли между тем не уменьшается.
– Основная причина недовольства учителей в том, что большая часть денег идет на стимулирующие выплаты (доходят до 70 процентов), а не на базовую часть, – отметила Светлана Пронина. – На наш взгляд, необходимо установить базовый оклад педагогическим работникам везде одинаково.
Кстати, этот же вопрос поднимался на недавней встрече учителей с Дмитрием Медведевым. Аргументы педагогов были следующие: стандарты и программы везде одинаковые, так почему зарплаты разные? На что премьер-министр ответил, что экономическая ситуация в регионах отличается, поэтому и учителя получают по-разному. Однако же никто и не говорит, что стимулирующие выплаты должны быть одинаковыми, но базовая часть зарплаты, по мнению участников семинара, должна быть везде одинаковой.
Высказала Светлана Пронина и позицию рескома по поводу того, что в экономический прогноз развития республики не заложено постановление правительства РБ об ежегодном росте зарплаты на 15 процентов:
– Если средняя заработная плата по республике будет расти меньшими темпами, то точно такая же ситуация будет и с зарплатами педагогов – ведь сейчас они взаимосвязаны (как известно, согласно новому закону «Об образовании» заработная плата педагогов не может быть ниже средней в экономике региона).
Закон за профсоюз
Чтобы детально и подробно говорить о тех нормах, которые прописаны в законе «Об образовании» просто прочитать список его статей – мало. Для введения в действие данного закона необходимо принять более 190 подзаконных нормативно-правовых актов. Об основных изменениях и новациях в законах «Об образовании РФ» и «Об образовании РБ» участникам семинара рассказал заведующий юридическим отделом рескома профсоюза Рафаэль Мусин.
Изменения коснулись уровней образования: дошкольное образование выделяется в отдельный уровень, А вот два существовавших ранее уровня – начальное и среднее профессиональное образование – было решено интегрировать окончательно и бесповоротно в один. Дошкольные образовательные учреждения теперь будут осуществлять не только присмотр, уход и кормление детей, но и собственно образование как таковое. Закон провозглашает обязательность дошкольного образования, но это вовсе не означает, что каждый родитель обязан отвести своего ребенка в детский сад, нет, обязательность провозглашается для государства, которое должно создать все условия для того, чтобы каждый желающий родитель мог и имел возможность отвести ребенка в детский сад.
Новый закон снимает ограничения по плате за посещение дошкольного образовательного учреждения. Учредитель вправе устанавливать плату, но только за присмотр за детьми. То есть образовательная составляющая остается бесплатной.
Вообще закон «Об образовании» принес много новшеств, но одним из самых интересных для нас представляется (и об этом не так часто говорят), что впервые упоминаются права профессиональных союзов как законных представителей обучающихся и работников. Статья 26 закона гласит, что «в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются и действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников)».
То есть закон, в принципе, формально признает единственным представителем работников образовательных учреждений – профессиональные союзы, а не советы трудовых коллективов.
По заданному президентом курсу
Министр образования РБ Альфис Гаязов в своем выступлении отметил моменты, которыми его ведомство может гордиться. Во-первых, средняя зарплата учителя в Башкирии за первое полугодие превысила 23 тысячи рублей, что не может не радовать. Министр тут же отметил, что не все получают такие деньги: кто-то – больше, кто-то меньше. Ну а во-вторых, за последние три года республика получила из федерального бюджета субсидии на 4,4 миллиарда рублей.
– В связи с изменением соотношения учитель/ученик мы постепенно отходим от оптимизационных процессов, – отметил министр. – Мы дошли до более-менее нормального состояния: сейчас норматив составляет один учитель на одиннадцать учеников, у нас же – один на 10,5.
Также, отвечая на вопрос участников семинара об объединении школ, Альфис Гаязов отметил, что считает подобные тенденции нормальными. Вообще же диалог с министром получился оживленным: участники задавали много вопросов, на которые получали от министра откровенные ответы.
Для выполнения указа президента о повышении заработной платы учителям министерством образования РБ была принята региональная «дорожная карта». Заместитель министра образования Гузель Ахметшина подвела промежуточные итоги ее выполнения:
– Средняя зарплата за первое полугодие по республике составила 21653 рубля. Средняя зарплата в сфере общего образования сложилась на уровне 18387 рублей. Средняя зарплата учителей – 23527 рублей. Мы идем с некоторым превышением показателей «дорожной карты» по общему образованию: зарплата педагогов общего образования составила 23028 рублей, что составляет 106 процентов к уровню, которого мы должны были достичь. Мы немножко не достигаем по заработной плате в дошкольном образовании, а самая провальная ситуация у нас по педработникам дополнительного образования: их зарплата должна быть на уровне 75 процентов от зарплаты учителей в общем образовании, а достигли только 62 процентов – 14684 рубля.
Отметила замминистра и то, что неэффективные расходы на управление кадровыми ресурсами в сфере профессионального образования составляют миллиард сто миллионов рублей при том, что общие расходы на профобразование – четыре миллиарда четыреста миллионов, то есть более четверти расходов являются неэффективными.
Высказалась Гузель Ахметшина и насчет того, что стимулирующие выплаты намного превышают объем базовой части:
– Сегодня в Минфине просчитывается вариант увеличения базовой единицы, поэтому, может быть, уже в новом году мы будем работать с новыми окладами. Единственная сложность для меня как для финансиста заключается в том, что прогноз бюджета на сегодняшний день уже составлен, объемы расходов определены, получается, что в них нужно будет уложиться с новыми условиями оплаты труда. Но сам размер заработной платы учителей определен президентскими указами. Поэтому цифры, к которым мы должны в результате придти, известны: в этом году – 22954 рубля, в следующем – 25786 рубля. Единственное, что в этой цифре увеличится доля базовой части. Потому что жалоб на то, что стимулирующие выплаты устанавливаются субъективно и не учитывают показатели качества деятельности, действительно много.
Бюджет 2014 года позволяет выполнить указы президента РФ в дошкольном, общем и профессиональном образовании. Но проблемным будет, впрочем, каким оно является и сегодня, дополнительное образование. Заработная плата в дополнительном образовании не обеспечена средствами из бюджета и относится к муниципальным полномочиям. Зато дошкольное образование с 1 января следующего года в части субвенций на заработную плату поднимается на субвенционный уровень. Получается, что происходит небольшая рокировка: если раньше заработная плата общего образования полностью шла за счет субвенций из бюджета республики, то сейчас зарплата педработников общего и дошкольного образования будет финансироваться за счет субвенций из бюджета республики, а заработная плата административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала – за счет средств местного бюджета. Возможно, что такое решение было принято в связи с упомянутыми выше неэффективными расходами, так что теперь над этим будут думать главы администраций.
Вообще же бюджет следующего года ожидается напряженный: объем расходов планируется в размере 128 миллиардов рублей, доходы же только 110 миллиардов. Понятно, что дефицит в 18 миллиардов предполагает жесткое исполнение бюджета, и, к сожалению, финансировать некоторые вещи, которые кроме заработной платы нужны в образовании, будет проблематично. Имеется в виду поддержание и укрепление материальной базы, приобретение оборудование и т.д. К тому же нынешний год является последним в программе модернизации общего образования, в следующем году субсидии из федерального бюджета уже не будет. А средства были достаточно весомые: в этом году – миллиард четыреста миллионов, в прошлом – два миллиарда сто миллионов. Эти деньги шли на ремонт, приобретение оборудования, автобусов.
Как было отмечено на семинаре, расходы на образование в общей сумме республиканского бюджета составляют более 50 миллиардов рублей, поэтому внимание к рациональному и эффективному их использованию является пристальным.
Газета "Действие" № 37 от 20 сентября 2013 года.
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Отдел правовой защиты населения ФП РБ
Дресс-код для школьника
С 1 сентября 2013 года вступит в силу Постановление Правительства РБ от 13.06.2013 г. № 243 «Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Башкортостан», в соответствии с которым в образовательных организациях могут устанавливаться следующие виды одежды: повседневная одежда, парадная одежда, спортивная одежда.
Установлено, что общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом управления образовательной организации совместно с советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом.
Одежда обучающихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека, СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03», утвержденным постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 года № 51.
На 100 тысяч больше
В Республике Башкортостан единовременное денежное пособие за усыновление ребенка-инвалида выросло на 100 тысяч рублей.
Законом Республики Башкортостан от 03.06.2013 г. № 679-з «О внесении изменений в статьи 2 и 4 Закона Республики Башкортостан «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей), в Республике Башкортостан» предусмотрено, что размер единовременного денежного пособия при усыновлении (удочерении) ребенка-инвалида увеличивается на 100 тысяч рублей от размера материнского (семейного) капитала. Право на получение единовременного денежного пособия при усыновлении (удочерении) ребенка-инвалида имеет один из усыновителей, если решение суда об установлении усыновления ребенка-инвалида вступило в законную силу не ранее 1 января 2013 года.
Таким образом, в настоящее время семьям, усыновившим или удочерившим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, будет выплачиваться единовременное пособие в размере 508 тысяч рублей.
Документ вступит в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования. В настоящее время документ официально опубликован не был.
Адвокат за счет бюджета
В Республике Башкортостан принят новый Порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь.
В соответствии с постановлением правительства РБ от 18.06.2013 г. № 251 финансирование расходов по оплате труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь малоимущим гражданам, детям-сиротам, инвалидам I и II групп и иным категориям граждан в соответствии с законодательством, будет производиться за счет средств бюджета Республики Башкортостан и отныне оплачиваться в соответствии со следующими расценками:
1) правовое консультирование в устной форме – 350 рублей за одну консультацию;
2) правовое консультирование в письменной форме – 500 рублей за одну консультацию;
3) составление запросов, заявлений, жалоб, ходатайств, а также заключений в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 21 Федерального закона, и других документов правового характера, не связанных с судебным производством, – 600 рублей за один документ;
4) составление запросов, заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, связанных с судебным производством, – 700 рублей за один документ;
5) представление интересов гражданина в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях в связи с невозможностью самостоятельного получения справок и документов, необходимых для представления в суд, а также в случае вызова адвоката на дом по состоянию здоровья гражданина (однократно) – 550 рублей;
6) подготовка к ведению дела в суде общей юрисдикции, изучение материалов дела, протоколов судебных заседаний – 550 рублей;
7) участие в качестве представителя доверителя в суде первой инстанции (у мирового судьи) – 1500 рублей за один день участия;
8) участие в качестве представителя доверителя в суде апелляционной, кассационной, надзорной инстанций – 1000 рублей за один день участия.
Газета "Действие" № 29 от 26 июля 2013 года.
ПОЗИЦИЯ Изменения ухудшат ситуацию
Соб. инф.
Правовой консультативный совет Ассоциации территориальных организаций профсоюзов Приволжского федерального округа, возглавляемый заведующей отделом правовой защиты Федерации профсоюзов РБ Анной Валиевой, проведя экспертизу проекта новой главы Устава ФНПР «Территориальные объединения организаций профсоюзов», вынес свое заключение, которое было отправлено председателю ФНПР Михаилу Шмакову.
Ст. 29 проекта Устава ФНПР предусматривает изменение статуса ТООП из самостоятельных общественных организаций, являющихся членскими организациями – учредителями ФНПР, в отделения ФНПР. При этом ТООП будут являться юрлицами, а их деятельность будет регламентироваться единым Уставом ФНПР.
По замыслу авторов проекта, ТООП-отделения будут оставаться некоммерческими профсоюзными организациями – территориальными общественными объединениями, созданными в форме общественной организации, представляющие собой объединения структурных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, входящих в ФНПР.
По мнению ПКС, придание ТООП одновременно статуса отделения и организации противоречит ст.ст. 48, 55 ГК РФ, который не предусматривает наделение правами юридического лица как филиалов и представительств, так и отделений юридических лиц. В силу ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, а не ее подразделение.
ТООП как учредители ФНПР, являющиеся юрлицами (иное закон не допускает), не могут являться отделениями юрлица, равно как и то, что ТООП не могут быть лишены статуса учредителя ФНПР.
По мнению юристов, даже поверхностный анализ норм проекта свидетельствует о том, что предлагаемые изменения нарушают принципы деятельности общественных объединений, самоуправления, равноправия прав и обязанностей членских организаций и др.
В случае принятия данных изменений, при которых ТООП не вправе будут иметь свои уставы, предлагаемые полномочия ТООП (проект содержит исчерпывающий перечень полномочий) будут ограничивать возможность реализации ряда прав профсоюзов на уровне субъектов РФ. Указано, что Принятие нового Устава ФНПР в данной редакции неизбежно повлечет за собой огромное количество юридических и организационных процедур, что приведет к дополнительным финансовым затратам, имущественным спорам, неизбежному отвлечению от выполнения основных задач профсоюзов по защите и представительству прав и законных интересов граждан.
Позиция профсоюзных юристов в принципе совпадает и с мнением всех председателей региональных федераций профсоюзов, которое они отразили в коллективном письме на имя М. Шмакова. Они считают необходимым, говорится в письме, «отказаться от предложенных изменений в Устав ФНПР, касающихся территориальных объединений организаций профсоюзов».
С ними солидарны и другие ТООП страны. В частности, новосибирцы приняли даже постановление Совета Федерации профсоюзов области, в котором признали нецелесообразным принятие предложений, изложенных в Концепции изменений в Устав ФНПР. Они направили также в адрес ФНПР и ее членских организаций обращение по этому поводу.
Газета "Действие" № 20 от 24 мая 2013 года.
ИНИЦИАТИВА Должен? Сиди дома!
Пресс-служба ФП РБ
На 61 заседании Госсобрания – Курултая РБ 21 марта была поддержана законодательная инициатива Федерации профсоюзов республики по внесению изменений в статью 67 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Законопроектом предлагается установить временное ограничение выезда за границу собственников или руководителей организаций в случае неисполнения ими без уважительных причин требований о взыскании задолженности по заработной плате работникам.
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена значительной задолженностью работодателей по заработной плате (только на территории РБ по данным официальной статистики по состоянию на 1 января 2013 года задолженность составляла 54,9 миллиона рублей, а по данным профсоюзного мониторинга превысила 89 миллионов рублей).
Дополнение статьи 67 ФЗ «Об исполнительном производстве» нормой, позволяющей судебным приставам-исполнителям принимать решение о временном ограничении на выезд из Российской Федерации собственников или руководителей организаций в случае неисполнения ими без уважительных причин требований о взыскании задолженности по заработной плате работникам, направлено, в первую очередь, на повышение гарантии защиты прав работников на своевременную оплату труда и своевременного исполнения требований исполнительных документов.
ФП РБ направила письма с предложением поддержать данный законопроект в адрес председателя ФНПР М. Шмакова и депутатов Госдумы РФ от республики.
Газета "Действие" № 13 от 29 марта 2013 года.
НОВОЕ Всех подгонят под стандарты
Наталья НОВИЦКАЯ
Очередной миной замедленного действия называют правозащитники вступившие в силу изменения в Трудовой кодекс РФ. Они связаны с законодательным закреплением понятий «квалификация работника» и «профессиональный стандарт».
Итак, теперь ТК РФ содержит, в частности, статью 195.1 «Квалификация работника», согласно которой под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности. В то время как профессиональный стандарт – это требование в квалификации работника, которые могут предъявляться к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности. Между тем, согласно заключению начальника правового управления аппарата Госдумы М. Ласточкиной, появившийся теперь в ТК термин «опыт работника» является чисто оценочным и произвольным, поскольку подобного понятия кодекс не содержит. Также она отмечает, что в законе понятие «квалификация» отличается от того, что дается в федеральном законе «Об образовании в РФ».
До 2015 года планируется разработка 800 профстандартов «базовых» профессий (в настоящее время в квалификационные справочники, составляющие основу действующей системы квалификации, включены более 7500 профессий). С 2017 года – всех профессий. Предполагается, что на этапе начала модернизации национальной системы квалификации будет сохранена действующая в настоящее время система ЕТКС – по профессиям рабочих, ЕКС – по должностям служащих, поскольку они выполняют множество важнейших функций в области льгот и компенсаций.
В соответствии с планом разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы в ближайшие месяцы уже будут подготовлены методические рекомендации, а также сам макет профессионального стандарта. 22 января правительство России утвердило Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, в которых говорится, что работа минтруда по этому направлению должна вестись с учетом мнения РТК и в сотрудничестве со сторонами социального партнерства. В частности, проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. Предусматривается также, что проект профессионального стандарта до утверждения его экспертным советом (в составе которого – также представители профсоюзов) в минтруде должно пройти обсуждение с представителями работодателей, профессиональных сообществ и профессиональных союзов (их объединений).
Прокомментировать изменения и возможность возникновения «подводных камней» при реализации принятого закона мы попросили заведующую отделом правовой защиты ФП РБ Анну Валиеву:
– В действующем Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и правительства стороны обозначили необходимость развития национальной системы квалификации, модернизацию единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Поэтому в принципе идея закона своевременна. Настораживает то, что спустя определенное время профстандарты скорее всего вытеснят квалификационные справочники и повлекут их отмену. Главное, о чем должны позаботиться и чего не допустить профсоюзы – чтобы при реализации данного закона нормативно-правовые акты и профессиональные стандарты не привели к очередному ущемлению прав работников, в том числе работников, занятых во вредных и опасных условиях труда; чтобы реализация закона не служила для работодателя средством избавления от неугодного ему работника (ведь в конечном счете он сам будет утверждать стандарты). И еще: внедрение профстандартов, по высказываниям отдельных специалистов, приведет к необходимости получения сертификатов, конечно же, за плату. А это, думаю, будет «по карману» далеко не каждому…
Газета "Действие" № 12 от 22 марта 2013 года.
|